Трудное время для Голливуда

Трудное время для Голливуда

Рынку кинопоказа США грозит кризис. Прошедшее лето стало самым неудачным для американских кинотеатров за последние пять лет. Прокатчики винят в своих бедах растущую популярность фильмов на DVD. Однако эксперты считают, что зритель недоволен качеством голливудских фильмов. Если киностудии не будут снимать интересное кино, индустрию ждет серьезный кризис, предупреждают они.

По данным исследования настроений потребителей, проведенного компанией Online Testing Exchange (ОТE), за последние два года число зрителей, предпочитающих смотреть фильмы в кино, снизилось с 79% до 59%. Наибольшее беспокойство у кинокомпаний вызывает отток из кинотеатров молодых людей в возрасте от 13 до 24 лет, которых в Голливуде считают самой ценной аудиторией. За последние два года этот сегмент уменьшился на 24%, утверждают эксперты OTE. О том, что рынок кинопроката переживает не лучшие времена, свидетельствуют и данные PricewaterhouseCoopers. Если в 2002 г. рост рынка кинопоказа составлял 13,2%, то в ближайшие пять лет согласно PwC он будет составлять в среднем до 4% в год. При этом он будет обеспечиваться не увеличением аудитории, а ростом цен на билеты.

“Кассовые сборы в этом году уменьшаются, соответственно, снижается и прибыль студий”, — констатирует эксперт исследовательского агентства Southerland Gold Эми Джензен.

Прокатчики обеспокоены этими тенденциями, говорит Пол Дергарбедиан, президент компании Exhibitor Relations, занимающейся анализом американского кинорынка. “Минувшее лето было очень плохим для крупных студий. Сентябрь принес кинобоссам надежду на то, что ситуация изменилась к лучшему, но с началом октября стало понятно, что объем кассовых сборов опять начал падать”, — говорит Дергарбедиан. По его мнению, ситуацию прояснят три следующие крупные премьеры: “Гарри Поттер и кубок огня” (18 ноября), “Хроники Нарнии: Лев, Колдунья и платяной шкаф” (9 декабря) и “Кинг-Конг” (14 декабря). Если в этом году амбициозные проекты не покажут в прокате ожидаемых результатов, говорит Дергарбедиан, это будет первым признаком реальности надвигающегося кризиса.

Одной из основных причин происходящего владельцы сетей кинотеатров считают растущую популярность фильмов на DVD. По данным PwC, в 2004 г. объем продаж новых DVD в США составил $15,3 млрд и, согласно прогнозам агентства, к 2009 г. он достигнет $26,9 млрд. Буму продаж DVD способствует в том числе и постоянное снижение цен на диски. Сейчас они стоят в среднем $16,5, примерно на $5 дешевле, чем в 2000 г. По данным OTE, за последние два года число потребителей, предпочитающих смотреть фильмы на DVD, выросло на 17% до 47%.

“Потребители просто выбирают для себя другие способы развлечений”, — говорит Джензен из Southerland Gold.

Однако эксперты считают, что зрителей также отпугивают высокие цены на билеты в кино и посредственное качество выпускаемых фильмов. “Сегодняшние фильмы не отвечают ожиданиям зрителей”, — говорит Дергарбедиан, отмечая, что вернуть людей в кинозалы можно будет, только решив эту проблему.

По данным Pricewaterhouse-Coopers, к 2009 г. в США получат широкое распространение цифровые кинотеатры, в которые будут инвестировать крупнейшие киностудии. “Кинобоссы” полагают, что улучшение качества картинки поможет вернуть людей в кино, однако это иллюзия, — считает Дергарбедиан. — Если кино плохое, то зрителям все равно, показывают ли его в цифровом качестве или в каком-то еще“. По данным OTE, зрители недовольны тем, что качество кино не улучшается, а цены на билеты в кинотеатры растут (в 2000 г. средняя цена на билет в кино составляла $5,39, к 2004 г. она выросла до $6,21).

Учитывая потери на домашнем рынке, голливудские студии возлагают большие надежды на прокат фильмов за пределами США. Широкий прокат за рубежом часто в буквальном смысле слова спасает крупные постановки от провалов, говорят специалисты. Так, говорится в докладе PwC, сборы за рубежом помогли окупиться фильму “Троя” (бюджет — $185 млн, сборы в США — $133,2 млн, сборы в мире — $348 млн). А один из последних блокбастеров, фантастический боевик “Остров” Майкла Бэя в американском прокате провалился (сборы — $35,7 млн), но сумел окупить стомиллионный бюджет за счет мирового проката.

В отличие от США российский рынок кинопоказа пока на подъеме. Если в 2003 г., по данным PwC, общие кассовые сборы кинотеатров в России составляли $200 млн, в 2004 г. — $270 млн, то к концу 2005 г. они достигнут $319 млн. А в 2009 г. удвоятся и превысят $0,5 млрд. Однако Олег Березин, генеральный директор компании “Невафильм”, отмечает, что темпы роста рынка начинают постепенно замедляться. Хорошую динамику обеспечивают уже не столичные кинотеатры, а мультиплексы в крупных региональных городах. По прогнозам Березина, в дальнейшем Россию ждет участь США. “25 лет назад 80% доходов голливудских студий составляли показы в кино, сейчас эта цифра — лишь 18%”, — напоминает он. Такая перспектива отечественную киноиндустрию не слишком радует. Ведь если в США из-за увеличивающейся популярности DVD прибыль теряют только кинотеатры, а киностудии все равно получают свои деньги, то в нашей стране от домашнего видео несут убытки и киностудии, и прокатчики. Львиная доля их прибыли достается пиратам. По оценкам участников рынка, к концу 2005 г. в России будет продано около 100 млн DVD и лишь 10-17% из них будут лицензионными. Чтобы исправить ситуацию, ведущие студии снижают цены на DVD со своими фильмами. Крупнейшие мейджоры приняли решение, что их лицензионные DVD в России будут стоить 170-200 руб., говорит Михаил Чупов, гендиректор компании “Информазащита”, созданной для борьбы с пиратством.

Иван Филиппов
Екатерина Долгошеева
Ведомости

14.10.2005, №193 (1474)



   "Трудное время для Голливуда" - версия для печати