Ритейлер занялся кинопрокатом. Сеть "Самохвал" развивает нестандартный для рынка проект
ПЕТР МИРОНЕНКО МАРИНА НОСКОВИЧ Сеть "Самохвал" развивает нестандартный для рынка проект: ритейлер самостоятельно открывает в своих подмосковных торговых центрах кинотеатры и развлекательные заведения. Эксперты спорят, выгоднее ли сетям управлять непрофильными объектами самим или же привлекать сторонних операторов. О проекте создания кинотеатров в торговых центрах "Самохвала" "Бизнесу" рассказал руководитель отдела кинопроката компании Валерий Мочалин. По его словам, проект был запущен в прошлом году, и во второй половине года сеть открыла в принадлежащих ей торговых центрах в Коломне, Дубне и Протвине три кинотеатра - один однозальный и два двухзальных. "В городах с населением около 100 тыс. человек и в торговых центрах площадью 10-12 тыс. кв. м больше залов просто не нужно",- объясняет Мочалин. "Самохвал" также планирует открыть кинотеатры в Наро-Фоминске и Рязани. Кроме того, сеть самостоятельно открывает в тех же центрах другие непрофильные объекты: боулинги, бары, рестораны и роллердромы. Инвестиции в проект не раскрываются. Аналитик ИК "Финам" Владислав Кочетков оценивает вложения в оборудование одного кинотеатра в довольно скромные $750 тыс. Других статей расходов, в частности арендных платежей, не существует, поскольку помещения торгового центра находятся в собственности компании-оператора. "Самохвал" решился на эксперимент, первым среди участников рынка занявшись самостоятельным открытием кинотеатров и других развлекательных заведений. Обычно для этих целей привлекается сторонний оператор. Однако Мочалин не видит в этом шаге ничего необычного: "Если мы способны реализовать этот проект, то естественно, выгоднее это сделать самим, тем более что объемы инвестиций позволяют и рентабельность неплохая". Эксперты не имеют единого мнения относительно перспектив проекта. "Желающих управлять кинотеатрами самостоятельно, даже при наличии квалифицированных менеджеров и финансовых ресурсов, становится все меньше,- рассказывает замгендиректора сети "Синема парк" Кирилл Иванов.- Оптимальный вариант для девелопера - заключение договора на управление с крупным сетевым оператором: у него есть опыт работы и действующие договоренности с кинопрокатчиками". С ним спорит директор по развитию Leeds Property Group Алексей Могила, который считает, что сеть пошла "впереди рынка". "Например, в Америке крупные моллы обычно сами владеют кинотеатрами и развлекательными центрами",- говорит Могила. Он отмечает, что кинотеатр- не самый выгодный арендатор для владельца торгового центра: примерная арендная ставка для кинотеатров по Москве составляет $150 за квадратный метр. Например, продуктовый супермаркет, который также имеет льготную ставку, обычно платит почти в два раза больше. "Если управлять этим бизнесом самостоятельно и получать с него доход, можно заработать гораздо больше",- признает эксперт. Гендиректор компании "Невафильм" Олег Березин также считает, что "Самохвал" нашел оригинальную модель развития: "Прокатчикам сложно найти торговый центр, который даст выгодные условия аренды". Более осторожна директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Ryabokobylko Наталья Орешина. "Не факт, что это станет тенденцией. Все-таки ритейлеры обычно предпочитают сосредоточиться на собственном бизнесе",- говорит она. Деловая газета "Бизнес" |
03.02.2006 |